Логотип министерства

Министерство социальных отношений Челябинской области

(351) 232-39-28

454048, г. Челябинск, ул. Воровского, 30

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Шрифт: Arial Times New Roman

Изображения: Цветные Чёрно-белые Отключить Свернуть настройки

Секретами работы с подростками «группы риска» поделилась педагог-психолог Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Катав-Ивановского района

Секретами работы с подростками «группы риска» поделилась педагог-психолог Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Катав-Ивановского района

С каждым годом увеличивается количество подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема организации работы с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности психолога и в то же время актуальной. В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: подростки из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, подростки неуверенные в себе, замкнутые, агрессивные и др.

Педагог-психолог Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Катав-Ивановского района Наталья Бисярина поделилась своим подходом и принципами работы с подростками:

«Бывает так, что к нам обращаются за помощью родители, чьи дети не помещены в Социально-реабилитационный центр. По возможности, мы стараемся оказывать поддержку и им. Недавно, у меня на консультации была семья из г. Юрюзань, где девочка подросток не хотела учиться и ходить в школу. После нескольких встреч с мамой и девочкой мне удалось выяснить причину нежелания девочки учиться и найти пути решения проблемы. Сейчас у девочки все хорошо: перевелась в другую школу, появилась мотивация к учебе, желание ходить в школу. И таких случаев не мало. Главное, вовремя помочь подростку.

Индивидуальная работа предполагает выявление, как слабых, так и сильных сторон личности «трудного подростка», которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют потенциал личности, на который можно опираться в процессе работы. Трудный подросток напоминает ежика. Активно пытаясь помочь ему, натыкаешься на колючки. В ответ на предложение о помощи, встречаешь сопротивление, злость, молчание. Специфика коррекционной работы с подростками «группы риска» заключается в том, что это подростки, контакт с которыми вызывает особые трудности. Особенно часто свое сопротивление подростки выражают молчанием. Враждебность может выражаться и прямо. Например, подросток говорит: «Я не хочу с вами разговаривать. Приходить сюда – ваша идея», «Скорее бы все это кончилось». Успешность деятельности педагога-психолога во многом зависит от того, насколько подросток ориентирован на изменение сложившихся неблагоприятных жизненных обстоятельств, сознательно предпринимает те или иные действия в процессе оказания ему индивидуальной помощи, понимает их последствия.

Свои встречи и занятия я часто называю «Работа с сопротивляющимся подростком». Действительно большинство подростков по своей природе склонны к сопротивлению. Просто одни честнее других и проявляют его более открыто. Если подросток покладист и с самого начала готов к полноценному сотрудничеству, то, скорее всего, он стремится представить себя в более выгодном свете. Сопротивление – я считаю, замечательная вещь. Для меня это означает уважение к собственному «Я». «Почему я должен доверять этой женщине, если мне ничего о ней не известно?», «Почему я должен раскрываться и демонстрировать ей свои самые сокровенные чувства?». Исходя из запроса и, учитывая отсутствие мотивации, пассивности и незаинтересованности подростка, строится моя индивидуальная работа. Доверительные отношения и доброжелательная обстановка на индивидуальных занятиях создают благоприятные условия для личностного роста подростка, самопознания, самораскрытия, повышения самооценки, а также условия для принятия подростком ответственности за себя, за принятие решений и свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Как начать беседу с подростком? У педагога-психолога в арсенале должно быть много методик, которые помогут установить контакт с подростком, преодолеть внутренние барьеры. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Повышенная эмоциональная возбудимость подростков нередко является причиной различного рода конфликтов в отношениях с окружающими.

Трудно переоценить значимость семьи в жизни подростка. В жизни каждого человека семья занимает особое место. Нарушения взаимоотношений в семье приводит к сложностям и трудностям социализации подростков, способствует негативным взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Важной задачей индивидуальной работы, встающей перед психологом, является гармонизация взаимоотношений с родителями, развитие эмоциональной устойчивости подростка, обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и негативных эмоций, и всей негативной ситуации приемлемым способом.

В последнее время все чаще отмечается значительный рост числа подростков, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Подростки «группы риска» не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, имеют низкий уровень познавательной активности и учебной мотивации. Подростков одолевают противоречия. В глубине души они испытывают одни чувства, а окружающим показывают другие. Развитие позитивного отношения к школе, повышение мотивации, формирование личностного смысла учения, воспитание воли, гармонизация взаимоотношений с родителями – вот те задачи, которые я ставлю в своей работе с подростками.

Прежде чем пытаться решить какие-либо терапевтические задачи, необходимо построить отношения с подростком. Моя позиция основана на искренности, я не выражаю суждений, не пытаюсь манипулировать. Я стараюсь принимать ребенка без каких-либо предварительных оценок. Поэтому такой подход обычно позволяет мне довольно быстро установить эти важные Я/Ты отношения».